|
|
Фигурные
стихи знают неисчислимое множество форм. В период со Средневековья и до XX столетия это треугольники, пирамиды, звезды, сердца, кресты, лестницы. В древности и начиная с рубежа 19-20 вв. фигурные стихи были еще более изощренными. Известны древнегреческие свирель, орган, жертвенник, секира, яйцо, крылья Эрота; а в двадцатом столетии - ярусы воды фонтана, дождь, птицы, дерево, скамьи и падающие башни. Встречаются и совсем загадочные, так называемые "пифагорические" стихи, которые сочиняли ученики российских духовных академий в 17-18 веков. Об этих стихах известно, что они сочинены в форме теоремы Пифагора, хотя сейчас признать в них теорему весьма трудно. Почему воспитанники духовных академий представляли теорему Пифагора именно так, а не иначе - вопрос любопытный, но ответ на него неизвестен. |
Пирамида
|
Фигурные
стихи всегда появлялись в особой интеллектуальной среде. Все их авторы почти
без исключения были не только поэтами, но и эрудитами и учеными. Самые ранние стихи такого рода принадлежат александрийским поэтам Симмию, Досиаду и Феокриту, они и считаются изобретателями этого жанра. Известны их стихи в виде секиры, яйца, крыльев бога любви (Симмий), алтаря (Досиад), свирели (Феокрит). Фигурные стихи назывались по-гречески "пайгниями", или "играми", но это были игры особого рода - игры ученых. Сам город Александрия был центром эллинистического мира. Там работали философы Плотин и Ямвлих, развивались литература и наука, была основана знаменитая Александрийская библиотека (до 700 тыс. свитков, все ценные труды греческой и восточной мысли). Александрийская поэзия создавалась для изощренных ценителей, создавали ее авторы, совмещавшие в себе черты поэта и ученого. |
Пирамида-треугольник Я В. Брюсов |
Когда
античный мир исчез, уступив место эпохе христианства, на сочинение фигурных
стихотворений это никак не повлияло. Раннехристианский поэт Порфирий Оптациан
создавал стихи в форме алтаря, свирели, органа (по последнему стихотворению
можно даже с точностью реконструировать форму древнего гидравлического
органа), а также в виде призм, пальм, корабля. Но
вот ситуация снова изменилась, уже и монастыри перестали быть единственным
источником учености и знаний. Дальнейшая судьба графической поэзии связана
со светской наукой и искусством, вскоре она окажется под покровительством
университетов и академий. Франсуа Рабле (1494 - 1553) в детстве был отдан в монастырь францисканского ордена. Занимался там античными языками и правом. Занятия Рабле всегда носили энциклопедический характер: он изучал медицину, философию, юриспруденцию, археологию, естествознание; не обошел вниманием он и фигурные стихи. Однако Рабле не стал писать стихотворений в форме крестов: оставив примерно то же содержание - молитву - он ее насмешливо перевернул: божество выбрал другое, другой стала и форма. Так в его "Пантагрюэле" появилась молитва к Божественной Бутылке (в форме бутылки), а двумя главами позже - и стакан, составленный тем же образом. Иеромонах Симеон Полоцкий - первый по времени влиятельный российский поэт и ученый (конец 17 века) - был автором проекта Славяно-греко-латинской Академии в Москве и писал стихи в форме креста, восьмиконечной звезды, сердца. Сочинение стихов послужило причиной его светской карьеры. Изысканный рисунок "сердца" напоминает языческие лабиринты. Фигурные стихи писали Сумароков и Державин, Апухтин и Брюсов. Известно, что Пушкин восхищался стихами Нодье, изображавшими лестницу. Не было ни одной европейской страны, в которой не создавались бы стихи в виде предметов.
|
|
Вскоре
разнообразие сюжетов дошло до того, что оксфордский математик и сказочник
Льюис Кэрролл (1832-1898) ввел в свою книгу о приключениях Алисы в стране
чудес стихотворение в виде мышиного хвоста. Форма стихотворения предварительно
объясняется автором: "И пока Мышь говорила, Алиса все никак не могла
понять, какое это имеет отношение к мышиному хвосту. Поэтому история,
которую рассказала Мышь, выглядела в ее воображении вот так…" Наконец,
в начале XX века появились "каллиграммы" - изысканные фигурные
стихотворения французского поэта Гийома Аполлинера. |
|
Дальнейшие
события XX века были стремительны. Но революции, войны, общественные и экономические
потрясения не повредили фигурной поэзии. Игра продолжала разыгрываться по
прежним правилам. Фигурные стихи создает И. Бродский (ему принадлежат два "Фонтана", в виде ярусов воды, причем один из них - "Барочный фонтан в стене на Вилла-Скьяра" - шедевр фигурной поэзии, наравне с "Дождем" Аполлинера), А.Вознесенский (поэт и архитектор, автор множества графических стихов, в том числе и стихотворения, иллюстрирующего низвержение Сухаревой башни). История фигурных стихов ясно говорит о том, что, несмотря на все исторические катаклизмы и изменения, эта игра, поэтический фокус, никогда не утрачивала своего значения. Даже и сейчас она воспринимается по-прежнему свежо. Этот удивительный факт говорит о том, что графическая поэзия исполняет некую задачу - если не поэтическую, то интеллектуальную. И совершенно не случайно фигурными стихами интересовались специалисты из других областей искусства (например, С. Эйзенштейн писал о них в связи с идеей монтажа в кино), а в точности подобное явление существовало и в музыке. |
Объяснение
найти легко: создание и чтение графической поэзии развивает воображение
и ассоциативное мышление. Крайне характерно, что игра фигурными стихами существует не в виде формул или схем, она облечена в форму искусства. Для ученых поэтов фигурные стихи - своего рода "скрипка Шерлока Холмса". Инструмент, дающий возможность пользоваться особым, синтетическим видом мышления, который иногда крайне необходим. Анна Благая |